График работы

Пн - Пт
9:00 — 19:00

Обзор барабанных микрофонов

Для чего подзвучивают барабаны?

SoundDnepr: Обзор барабанных микрофонов

Барабанная установка — один из самых прекрасных музыкальных инструментов, вызывающий восхищение, привлекающий внимание своим звуком и внешним видом. Без барабанов невозможно выступление групп большинства стилей и уж тем более кавер-групп, исполняющих хиты на корпоративных мероприятиях. Однако, несмотря на свою громкость и мощь, барабанную установку практически всегда необходимо «подзвучивать» — снимать с неё звук с помощью микрофонов.

Давайте сначала разберёмся, для чего подзвучивают барабаны на «живых» концертах? Несмотря на то, что барабанная установка сама по себе громкий инструмент, главная цель использования микрофонов — передать сигналы в пульт для их микширования (смешения в нужной пропорции) звукорежиссером и дальнейшего усиления через портальную систему для зрителей концерта и сценические мониторы для музыкантов на сцене. Другая, не менее важная цель, связана с желанием добиться желаемого качества и баланса. На больших сценах звукорежиссёр использует для этого сигналы с микрофонов, установленных на барабанах, а в небольших залах — комбинацию из прямого акустического звука и сигналов с микрофонов, которые действительно необходимы что бы «дотянуть» определенные звуки из барабанной установки для их читаемости в общем балансе музыкальной композиции.

В чем может быть проблема с балансом? Тарелки (барабанное «железо») и малый «рабочий» барабан, как правило, звучат в небольшом зале субъективно гораздо громче. Это акустический инструмент — из них извлекает звуки барабанщик и тише их уже не сделаешь. Поэтому приходится делать громче другие элементы ударной установки — альты, том-бас и бочку. Можно конечно попросить барабанщика извлекать звук из них более активно, но это влияет на манеру игры, отвлекает его, изменяет подачу и стиль в целом. Поэтому используют приём усиления только части драм-сета с помощью ограниченного количества микрофонов.

Одной из прикладных задач использования барабанных микрофонов является желание сделать многоканальную запись выступления для последующего сведения в студии. При решении таких задач, абсолютно не обязательно посылать сигнал со всех или нескольких барабанных микрофонов в портальную акустику, всё зависит от зала и задачи. Главное правило — звук с микрофонов должен попасть «на плёнку» без каких-либо обработок, как правило используется так называемый direct out (прямой выход), однако, в цифровых пультах конфигурации можно создавать более гибкие и функциональные, например, писать и прямой и обработанный сигнал сразу на две разные дорожки что бы в студии выбрать лучшую или использовать обе в разных пропорциях.

Количество и размещение барабанных микрофонов.

Главный вопрос, который ставят себе звукорежиссеры и музыканты — сколько барабанных микрофонов нужно и как их разместить над установкой? Давайте сначала ответим на этот вопрос максимально сжато, а потом поясним. Для многоканальной записи обычной барабанной установки на «живом» концерте — в зависимости от техники записи может потребоваться до 12 штук: желательно размещение микрофонов у каждого барабана, каждой тарелки и общая стереопара для создания «окружения» или объема. Для озвучивания больших площадок — разумным представляется цифра 9: можно использовать комплект микрофонов для многоканальной записи с небольшим упрощением, например, общую панораму тарелок можно снимать в режиме моно одним микрофоном или двумя в режиме стерео-пары. Для небольших корпоративных мероприятий и свадеб — мы используем 7: бочка, малый, два альта, том-бас, хай-хэт и «овер» (overhead — микрофон, снимающий общую панораму тарелок, располагается почти над головой барабанщика, отсюда и получил своё название). Для небольших комнат и залов — бывает достаточно 2: микрофоны устанавливаются один в бочку, а другой в режиме «овера» снимает общую панораму барабанной установки.

В каждом конкретном случае марка и количество микрофонов зависят от задачи, параметров зала и, самое главное, барабанного сетапа. Мы условно разделили бы сетапы на три категории: «тройка» (небольшой барабанный сет, состоящий из бочки, малого барабана, одного тома и тарелок — хай-хэта и краша или райда), обычный (стандартный сетап, состоящий из бочки, малого барабана, одного или двух альтов, том-баса и тарелок — хай-хэта, краша и райда), «навороченный» (подразумевающий наличие помимо обычного сета ещё различные дополнительные барабаны или хитрые тарелки, общее количество ограничено только фантазией барабанщика).

Рассмотрим более подробно о назначении каждого барабана и тарелки в барабанной установке , рассмотрем основные рекомендации по использованию микрофонов и настройке динамических процессоров (гейтов, компрессоров, сайдчейнов) для «живых» концертов. В основе данных рекомендаций лежат знания, опыт и доступность того или иного оборудования и здравый смысл.

 

Обычно мы привозим DRUM KIT состоящий из таких микрофонов:

  • Бочка (большой басовый барабан): AKG D-112 (оптимальный вариант), Shure Beta 52 (используется для снятия «низа» совместно с другим конденсаторным микрофоном для «щелчка типа Shure Beta 91). Оба микрофона — динамические. Самых лучших результатов нам удаётся добиваться с расположением микрофона AKG D-112 непосредственно в бочке на подушке или поролоне, это снимает вопросы дополнительной микрофонной стойки, а главное, паразитных вибраций, которые через неё передаются. Микрофон мы стараемся размещать максимально близко к «колотушке», это позволяет добиться и «щелчка», и «низа». Бочка пробивается в миксе за счет небольшой частотной коррекции и маскировки баса с помощью side-chain управлением его компрессором. Просто подключите микрофон с помощью кабеля XLR к пульту и киньте его в бочку. Мы используем обрезной фильтр низких частот ниже 30 Гц, щадящую по глубине установку гейта с быстрой атакой и восстановлением и компрессор.
  • Малый («рабочий» барабан): Shure SM57 . позволяет направить микрофон и зафиксировать его прямо у пластика, а резиновый демпфер снимает все нежелательные низкочастотные шумы. Использование этого барабанного микрофона-прищепки исключает необходимость в микрофонной стойке или специальном клэмпе — устройстве для крепления обычного динамического микрофона типа Shure SM57 на обод барабана. Мы используем high-pass фильтр с точкой отсечения порядка 80 Гц, щадящую по глубине установку гейта с быстрой атакой и долгим восстановлением и компрессор, в зависимости от стабильности техники барабанщика и музыкального стиля.
  • Нужно ли использовать два микрофона на малый барабан? Напомним, на «рабочем» барабане внизу расположен не только пластик, но и струны, которые дают характерный обертон. На небольших площадках прямой звук от струн попадает в зал и в соседние микрофоны, поэтому использовать эту студийную и стадионную технику мы смысла не видим. Однако, для многоканальной записи или действительно больших площадок мы устанавливаем ещё одну прищепку C-518 вниз и звукорежиссер получает большее пространство для творчества.
  • Навесные томы (альты): AKG C-518 (люкс-вариант), Shure SM57 (хороший вариант). Так как используется один или два тома, мы подзвучиваем их независимо прищепками C-518, направляя их максимально к пластику. Многие упрощают микрофонный сетап и ставят на стойку один Shure SM57, который снимает звук с двух альтов одновременно. Мы не видим в этом больших проблем для озвучивания «живых» концертов на большинстве мероприятий и площадок, за исключением невозможности «закрыть» микрофон гейтом и эстетической компоненты — микрофонная стойка стоит прямо пере барабанами, деля бочку визуально пополам и создавая нагромождение проводов, закрывая лицо барабанщика. Однако, это — не наш метод, даже если мы используем SM57 на альты, у нас имеются специальные клэмпы Shure. Из динамической обработки мы используем обрезной фильтр низких частот ниже 120 Гц для 10-дюймовго альта и 100 Гц для 12-дюймого альта, гейт с быстрой атакой и восстановлением. Основное положение гейта, как вы сами понимаете, закрытое.
  • Напольный том (том-бас): AKG C-518 (люкс-вариант), AKG D-112 (особый вариант), Shure SM57 (хороший вариант). Как правило, том-бас является дополнительным инструментом и используется барабанщиком иногда — для акцентов и при «выходах» или «сбивках» через альты на том. Конденсаторная прищепка C-518 полностью удовлетворяет все нужды. Однако, если том-бас используется в качестве второй бочки или, как это ни странно прозвучит, в качестве соло-инструмента (как имитация перкуссии) — мы иногда ставим «бочечный» микрофон D-112, который выдерживает огромное звуковое давление и «насасывает» меньше посторонних звуков, потому что при соло-использовании его уже гейтом не закроешь. В обычных задачах мы используем high-pass фильтр с порогом срабатывания 80 Гц, гейт с быстрой атакой и восстановлением.
  • Тарелки хай-хет (хэт-машинка): AKG C-1000, Shure SM94, Shure SM81. Снятие микрофоном хай-хета и добавление его в небольшой пропорции в микс обеспечивает лучшую читаемость барабанного ритма и создаёт дополнительный «воздух». С недавнего времени мы подзвучиваем эту двойную тарелку даже в небольших помещениях, где её и так много в акустическом звуке. Добавление её в порталы обеспечивает интересный «щелчок» каждому удару палочкой по закрытому хэту. Есть два способа установки микрофона на хэт — закрепить его на микрофонной стойки и направить сверху или закрепить на основание хэт-машинки клэмпом и направить на тарелку снизу. Мы используем второй способ, так как он даёт такой же звук, при этом избавляет от необходимости лишней микрофонной стойки и, при совместном использовании с прищепками на других барабанах, создаёт удивительно красивую картинку для видео-съемки или трансляции, обеспечивая при этом потрясающий звук. Мы используем фильтр низких частот с установкой в 400 Гц.
  • Тарелки («овер», «оверхэд», общая панорама): AKG C-1000. Так как подзвучивание всех барабанных тарелок необходимо на средних и больших площадках, мы ставим специальную тяжелую overhead стойку K&M Overhead и используем адаптер Shure для техники микширования X/Y, которая позволяет с помощью двух микрофонов получить качественную стерео-панораму (понятно, что микрофоны должны быть одной модели одного производителя). Тарелки, безусловно, нужно «снимать» конденсаторными микрофонами — они обладают большей чувствительностью при меньшем уровне шума, ровной частотной характеристикой (АЧХ). Безусловно, они требуют фантомное питание +48В, но в современных микшерных пультах это не проблема. Мы обрезаем низ до 400 Гц — максимальная установка обрезного фильтра цифрового пульта Behringer X32.
Сведение барабанов на «живом» концерте.

Основная проблема многих звукорежиссеров — использование студийных техник микширования на «живых» площадках. Анализируя миксинг-сессии нашего цифрового пульта Behringer X32, на котором работали звукорежиссеры различных групп, мы наблюдали большое количество использованных приемов сведения, которые хорошо работают в студии и отлично слушаются на персональной аппаратуре или, тем более, в наушниках, но категорически не подходят для корпоратива, концертной площадки и стадионного концерта.

Мы рекомендуем сводить все барабаны в моно — в первую очередь для комфорта гостей мероприятия, не забывайте, работа звукорежиссера именно в этом и заключается. Наша стандартная последовательность действий в прокатных проектах такова: программирование пульта со стандартными установками до выезда на площадку (что бы не тратить время и силы барабанщика или техников), установка чувствительности микрофонов (самый громкий звук должен быть в 0 Дб), настройка предварительного баланса классическим способом (попросить барабанщика поиграть «бочку», «бочку-малый», выходы, ритм с железом, сбивки всей «кухней»), установка чувствительности гейтов (именно во время звучания всей кухни), настроить сайдчейн с помощью барабанщика и бас-гитариста для маскировки баса бочкой для её лучшей читаемости в миксе, продолжить саундчек с другими музыкантами. Более подробно о микшировании «живых» барабанов на концерте читайте в специальной статье на нашем сайте.

Опубликовано:

Вернуться к статьям